МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ, ШАПКА
НАЗАД
МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ, МЕЙН

«Летним вечером 1912 года… мы вошли в большой и просторный зал трактира. На стенах висят картины… Смотрим на них изумленные, растерянные – перед нами живопись, подобной которой мы не видели никогда! Совершенно оригинальная, она была тем чудом, которое мы искали. Кажущаяся простота картин была мнимой. В них легко можно было разглядеть отзвуки древних культур Востока, но традиции народного грузинского искусства преобладали».

Так писали о своем первом знакомстве с творчеством Нико Пиросмани грузинские художники братья Зданевичи. Именно они таким вот случайным образом открыли миру творчество великого художника, а затем стали и его собирателями.

За кажущейся простотой картин Пиросмани братья увидели отсыл к архаичному в искусстве – иконам или фресками, а за скромной палитрой его полотен, которые на самом деле и не полотна вовсе, а обычная клеенка, – понятные каждому, простые и вечные образы.

Чист душой, но без профессии

О жизни Нико Пиросманишвили, или Пиросмани, известно не много. Даже в дате рождения исследователи до конца не сходятся: то ли 5, то ли 17 мая 1862 года. Год, впрочем, тоже приблизителен. Родившийся в крестьянской семье Нико провел детство в Кахетии, в селе Мирзаани, но рано осиротел и был отдан в услужение в зажиточную семью Калантаровых из Тифлиса.

У важных господ Нико жилось хорошо, они относились к нему, как к родному, всячески поощряли его увлечения – театром, а в особенности живописью, – и оберегали его тонкую натуру. Такое трепетное отношение сыграло с Пиросмани злую шутку: добрый, увлекающийся мальчик вырос в молодого человека с чистой душой, но абсолютно не приспособленного к жизни.

Когда Нико исполнилось 23, он влюбился хозяйскую дочь Вирджинию. При всем своем хорошем отношении к парню, отец девушки, Егор Бежанович Калантаров, не мог с этим смириться: он дал Пиросмани сто рублей и лавку, в которой тот должен был торговать, и отпустил в жизнь.

Бизнесмен из Пиросмани был никудышный, быстро прогорев, он устроился кондуктором на Закавказскую железную дорогу, где вскоре показал, что и работник из него тоже так себе – опаздывает, нарушает служебные инструкции и, к тому же, часто болеет. Спустя 4 года он оказался на улице – без профессии, дома, положения.

Но в его жизни была…

Вторая попытка открыть на занятые у друзей деньги молочную лавку тоже не увенчалась успехом. Изображения коров, которыми он украсил стены, и красивая вывеска поначалу привлекли много покупателей, дела шли в гору, и Пиросмани даже смог раздать долги. Но тут с ним случилась роковая любовь – актриса и танцовщица из кафешантана, красивая француженка Маргарита при первой же встрече показалась Нико «прекрасным ангелом, спустившимся с неба».

Такой он ее и изобразил на портрете – в белом платье, с букетом цветов, средь лугов. Она не стоит на земле, а парит, будто ангел.

Что было дальше, вы знаете из знаменитого хита Раймонда Паулса на стихи Андрея Вознесенского в исполнении Аллы Пугачевой. Влюбленный Нико отдал заезжей актрисе не только свое сердце, но и все свое состояние. Продав свою каморку, лавку и весь скромный скарб, он на все деньги купил «миллион роз» и разложил их под окнами гостиницы, где жила Марго.

Девушка, впрочем, порыв Нико не оценила и вскоре сбежала с богатым кавалером. А жителям Тифлиса остались воспоминания о целом море цветов на городской площади – символе великой и несчастной любви бедного художника к легкомысленной француженке...

Картины на клеенке

Пиросмани принял свою судьбу и не сопротивлялся ей. Будучи художником-самородком, он стал и художником-странником, – путешествовал и рисовал на заказ вывески для тифлисских духанов на жести и писал бытовые сценки на клеенке. Изображал жизнь, какой он ее знал и любил, героями его картин становились односельчане, женщины с детьми, продавцы, животные с человеческими глазами…

За работу Пиросмани получал гроши, но живопись оказалась единственным ремеслом, на которое он был способен. Не получив специального художественного образования, он был вынужден учиться у своего инстинкта.

К сожалению, вывески, так поразившие однажды Зданевичей, со временем почти все исчезли, в трудные годы из них делали печные трубы. От клеенок тоже мало что осталось. Из более двух тысяч работ сохранилось не более трехсот. Но то, что дошло до нас и заставило когда-то весь мир говорить о Пиросмани как о явлении в грузинской культуре, сегодня хранится в музеях России и Грузии.

От славы до презрения

В 1913 году Илья Зданевич впервые привез в Москву несколько картин Нико Пиросмани, чтобы выставить их вместе с работами известных художников-футуристов на модной в то время выставке «Мишень». А в мае 1916 года он устроил однодневную выставку работ Пиросмани в Тифлисе, которая взорвала общественность: одни восхищались его наивным искусством, а другие отвергали. Сторонники художника при этом замечали, что чувствуют обновление от могучих сил и соков земли, идущих из его клеенок…

Кстати, сам Пиросмани на вернисаже не присутствовал, но грузинское художественное общество разыскало его и пригласило на собрание, где ему вручили в качестве поддержки 10 рублей. Гордый Пиросмани принял деньги, пообещав купить на них краски и написать картину для общества. Через несколько дней принес полотно «Свадьба в Грузии былых времен» и больше на собраниях не появлялся…

Как это часто бывает с гениями при жизни, обрушившаяся на Пиросмани слава быстро сменилась презрением и насмешками. Однажды в газете напечатали на него карикатуру, которая больно ранила далекого от интриг художника. В сердцах он порвал все свои работы, а потом окончательно отгородился от людей и ушел в себя.

Умер Нико Пиросмани в Тифлисе в 1918 году, нищий и всеми забытый. Место его могилы до сих пор неизвестно. Но его живопись оказалась нетленной.

В 2015 году в тбилисском Дворце искусств вместе с 15 работами самого художника из коллекции дома-музея в Мирзаани был выставлен уникальный графический портрет Пиросмани работы знаменитого испанского художника Пабло Пикассо.

Портрет был создан 1972 году, когда Пикассо был уже 91 год. Он изобразил Пиросмани, которым восхищался, динамичным, творящим, пленительным. Увидев впервые работы Пиросмани, он сразу же в них влюбился. Подобное чувство испытали и многие другие. Испытаете его и вы.
НИКО ПИРОСМАНИ: ОТ ЛЮБВИ ДО ТРАГЕДИИ – МИЛЛИОН РОЗ
НАЗАД
+7 495 648-66-33
saperavicafe@mail.ru
«Летним вечером 1912 года… мы вошли в большой и просторный зал трактира. На стенах висят картины… Смотрим на них изумленные, растерянные – перед нами живопись, подобной которой мы не видели никогда! Совершенно оригинальная, она была тем чудом, которое мы искали. Кажущаяся простота картин была мнимой. В них легко можно было разглядеть отзвуки древних культур Востока, но традиции народного грузинского искусства преобладали».

Так писали о своем первом знакомстве с творчеством Нико Пиросмани грузинские художники братья Зданевичи. Именно они таким вот случайным образом открыли миру творчество великого художника, а затем стали и его собирателями.

За кажущейся простотой картин Пиросмани братья увидели отсыл к архаичному в искусстве – иконам или фресками, а за скромной палитрой его полотен, которые на самом деле и не полотна вовсе, а обычная клеенка, – понятные каждому, простые и вечные образы.

Чист душой, но без профессии

О жизни Нико Пиросманишвили, или Пиросмани, известно не много. Даже в дате рождения исследователи до конца не сходятся: то ли 5, то ли 17 мая 1862 года. Год, впрочем, тоже приблизителен. Родившийся в крестьянской семье Нико провел детство в Кахетии, в селе Мирзаани, но рано осиротел и был отдан в услужение в зажиточную семью Калантаровых из Тифлиса.

У важных господ Нико жилось хорошо, они относились к нему, как к родному, всячески поощряли его увлечения – театром, а в особенности живописью, – и оберегали его тонкую натуру. Такое трепетное отношение сыграло с Пиросмани злую шутку: добрый, увлекающийся мальчик вырос в молодого человека с чистой душой, но абсолютно не приспособленного к жизни.

Когда Нико исполнилось 23, он влюбился хозяйскую дочь Вирджинию. При всем своем хорошем отношении к парню, отец девушки, Егор Бежанович Калантаров, не мог с этим смириться: он дал Пиросмани сто рублей и лавку, в которой тот должен был торговать, и отпустил в жизнь.

Бизнесмен из Пиросмани был никудышный, быстро прогорев, он устроился кондуктором на Закавказскую железную дорогу, где вскоре показал, что и работник из него тоже так себе – опаздывает, нарушает служебные инструкции и, к тому же, часто болеет. Спустя 4 года он оказался на улице – без профессии, дома, положения.

Но в его жизни была…

Вторая попытка открыть на занятые у друзей деньги молочную лавку тоже не увенчалась успехом. Изображения коров, которыми он украсил стены, и красивая вывеска поначалу привлекли много покупателей, дела шли в гору, и Пиросмани даже смог раздать долги. Но тут с ним случилась роковая любовь – актриса и танцовщица из кафешантана, красивая француженка Маргарита при первой же встрече показалась Нико «прекрасным ангелом, спустившимся с неба».

Такой он ее и изобразил на портрете – в белом платье, с букетом цветов, средь лугов. Она не стоит на земле, а парит, будто ангел.

Что было дальше, вы знаете из знаменитого хита Раймонда Паулса на стихи Андрея Вознесенского в исполнении Аллы Пугачевой. Влюбленный Нико отдал заезжей актрисе не только свое сердце, но и все свое состояние. Продав свою каморку, лавку и весь скромный скарб, он на все деньги купил «миллион роз» и разложил их под окнами гостиницы, где жила Марго.

Девушка, впрочем, порыв Нико не оценила и вскоре сбежала с богатым кавалером. А жителям Тифлиса остались воспоминания о целом море цветов на городской площади – символе великой и несчастной любви бедного художника к легкомысленной француженке...

Картины на клеенке

Пиросмани принял свою судьбу и не сопротивлялся ей. Будучи художником-самородком, он стал и художником-странником, – путешествовал и рисовал на заказ вывески для тифлисских духанов на жести и писал бытовые сценки на клеенке. Изображал жизнь, какой он ее знал и любил, героями его картин становились односельчане, женщины с детьми, продавцы, животные с человеческими глазами…

За работу Пиросмани получал гроши, но живопись оказалась единственным ремеслом, на которое он был способен. Не получив специального художественного образования, он был вынужден учиться у своего инстинкта.

К сожалению, вывески, так поразившие однажды Зданевичей, со временем почти все исчезли, в трудные годы из них делали печные трубы. От клеенок тоже мало что осталось. Из более двух тысяч работ сохранилось не более трехсот. Но то, что дошло до нас и заставило когда-то весь мир говорить о Пиросмани как о явлении в грузинской культуре, сегодня хранится в музеях России и Грузии.

От славы до презрения

В 1913 году Илья Зданевич впервые привез в Москву несколько картин Нико Пиросмани, чтобы выставить их вместе с работами известных художников-футуристов на модной в то время выставке «Мишень». А в мае 1916 года он устроил однодневную выставку работ Пиросмани в Тифлисе, которая взорвала общественность: одни восхищались его наивным искусством, а другие отвергали. Сторонники художника при этом замечали, что чувствуют обновление от могучих сил и соков земли, идущих из его клеенок…

Кстати, сам Пиросмани на вернисаже не присутствовал, но грузинское художественное общество разыскало его и пригласило на собрание, где ему вручили в качестве поддержки 10 рублей. Гордый Пиросмани принял деньги, пообещав купить на них краски и написать картину для общества. Через несколько дней принес полотно «Свадьба в Грузии былых времен» и больше на собраниях не появлялся…

Как это часто бывает с гениями при жизни, обрушившаяся на Пиросмани слава быстро сменилась презрением и насмешками. Однажды в газете напечатали на него карикатуру, которая больно ранила далекого от интриг художника. В сердцах он порвал все свои работы, а потом окончательно отгородился от людей и ушел в себя.

Умер Нико Пиросмани в Тифлисе в 1918 году, нищий и всеми забытый. Место его могилы до сих пор неизвестно. Но его живопись оказалась нетленной.

В 2015 году в тбилисском Дворце искусств вместе с 15 работами самого художника из коллекции дома-музея в Мирзаани был выставлен уникальный графический портрет Пиросмани работы знаменитого испанского художника Пабло Пикассо.

Портрет был создан 1972 году, когда Пикассо был уже 91 год. Он изобразил Пиросмани, которым восхищался, динамичным, творящим, пленительным. Увидев впервые работы Пиросмани, он сразу же в них влюбился. Подобное чувство испытали и многие другие. Испытаете его и вы.

НИКО ПИРОСМАНИ: ОТ ЛЮБВИ ДО ТРАГЕДИИ
– МИЛЛИОН РОЗ