В каждой стране есть особенно любимый народом святой и великий правитель, истории о делах которого давно стали легендой. Такие правители обычно вплетаются в саму основу национального мифа, и представить историю страны без них невозможно.
Для Сакартвело таким человеком является царь Давид IV Агмашенебели,
в народе больше известный как Давид Строитель. Такое прозвище он получил неслучайно — приняв от отца страну, раздираемую междоусобицами, он оставил Грузию в статусе одной из сильнейших региональных держав. Но
обо всем по порядку.
Царь Давид происходил из рода Багратиони — одного из самых знатных
и старинных родов Грузии. Хорошо известный в России князь Петр Иванович Багратион, любимец Суворова, герой войны 1812 года, полководец, не потерпевший за свою военную карьеру
ни одного поражения, принадлежал
к все тому же роду Багратиони.
Давид взошел на престол в 1089 году, будучи шестнадцатилетним юношей, после отречения своего отца, Георгия II. Отрекся Георгий от трона не просто
так — нашествие турок-сельджуков привело к политическому кризису
в стране, так что прежний царь был буквально вынужден отойти от дел. Сакартвело досталось Давиду не
в лучшем виде — туркам выплачивалась ежегодная дань, церкви и монастыри были разграблены, а многие и вовсе сожжены. Те, кому повезло избежать смерти и плена, уходили в горы и леса. Феодалы на местах в отсутствие жесткой руки перестали признавать власть царя
и вступали в союзы с турками-иноверцами.
Давид начинает по кусочкам собирать страну обратно: где-то хитростью, где-то — силой. В 1099 году влияние турок
на Грузию ослабело — они были заняты войнами за Святую землю
с крестоносцами, — и царь Давид решил воспользоваться моментом. Он перестает выплачивать дань султану, добившись, таким образом, независимости страны. Позднее он и вовсе идет на турок войной — или, скорее, предпринимает несколько военных операций, на полномасштабную войну у тогдашней Грузии не хватило бы сил, расширяя территорию Сакартвело. Неизбежное усилие царской власти привело к укреплению православия
на Кавказе, который был преимущественно мусульманским.
Туркам это не понравилось, и они двинули на Грузию 300-тысячное войско. Противостояли им чуть больше 50 тысяч грузин. Давид, понимая, что численное преимущество на стороне врага, хитростью заманил турок в узкое ущелье и в 1121 году одержал победу.
Год спустя, в 1122 году, царь Давид отвоевал Тбилиси — сейчас это звучит странно, а тогда на протяжении долгих четырехсот лет город принадлежал мусульманам, и перенес туда столицу страны из Кутаиси. Впрочем, и тогда показал себя Давид мудрым правителем: он отличался веротерпимостью,
и мусульман при нем в Сакартвело никак не преследовали, что было бы объяснимо, учитывая долгую ненависть
к захватчикам-туркам. Напротив, христианам даже запретили резать свиней в тех районах Тбилиси, где жили мусульмане, чтобы не провоцировать распри на религиозной почве.
Строителем Давида прозвали не только за собирание прежде охваченных феодальными распрями земель в единое государство. В 1103 году по его инициативе был созван Церковный собор в Руиси — он укрепил каноническую жизнь церкви и способствовал укреплению православия. Так царь «выстраивал» духовную жизнь своего народа. Строил он и в буквальном смысле — при нем появилось огромное количество новых городов и дворцов, мостов и дорог, воздвигли десятки новых монастырей и храмов.
Неудивительно поэтому, что царь Давид пользовался таким народным уважением и любовью при жизни — и после смерти: грузинская православная церковь причислила его к лику святых, что было против правил. Обычно канонизируют только мучеников и преподобных — царь Давид не был ни тем, ни другим. Но мало кто в истории Сакартвело сделал для своей страны больше, чем он.